ИНТЕРВЬЮ С АРТИСТОМ БОЛЬШОГО ТЕАТРА ИВАНОМ ЩЕРБАТЫХ

В преддверие своего тридцатилетия оперный певец, выпускник Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского, артист Большого театра Иван Щербатых побывал в гостях у ММЦ № Новое Поколение» и поделился секретами успеха в мире музыки и пения.

— Что Вас привело в музыку и мир вокального искусства? Поддерживали ли Вас родители и близкие люди?

— В детстве ничто не предвещало, что я стану заниматься музыкой. Я попал в театральный кружок, с этого, если так можно выразиться, началась моя карьера в искусстве. Отец хотел, чтобы я занимался футболом, а мама настаивала на музыке и, в конечном итоге, победила. В возрасте 10 лет я начал заниматься флейтой в музыкальном училище имени Гнесиных. Позже стал учиться дирижированию, в основном, духовым оркестром. Находясь в Риме, я был дирижером хора Сикстинской капеллы.

— А как Вы начали заниматься вокалом?

— Я закончил музыкальную школу как флейтист. Ректор училища при консерватории пригласил меня на специальность дирижера-хоровика, поскольку набор на отделение флейты был уже закончен. Я согласился, хотя это было достаточно трудно, ведь на тот момент мне было всего 14 лет. К тому же, я и флейту не бросил и через год уже учился одновременно на двух отделениях. Там же обратили внимание на мои вокальные данные. Тогда я и познакомился с моим будущим наставником в консерватории, народным артистом, профессором Юрием Александровичем Григорьевым. Так я поступил на подготовительное отделение по вокалу, откуда и перевелся на основное обучение в консерваторию.

— Получается, что непосредственно вокалом совсем н6е обязательно заниматься с совсем юного возраста?

— Петь я любил и в детстве, и так или иначе, пение в моей жизни присутствовало всегда. Уже в 12 лет в составе Капеллы мальчиков я поехал на гастроли в Америку. Там мы выступили во всех штатах, и даже перед семьей президента Билла Клинтона.

— Как публика в разных странах встречает русских артистов? Или нет существенной разницы в аудитории?

— Аудитория, конечно, всегда разная, и воспринимают артиста по-разному. Часто это зависит от репертуара. Капелла мальчиков, с которой я впервые поехал на гастроли, представляла программу «Рождество вокруг всего мира». Я не помню ни одного концерта, где бы публика в конце не вставала, а это лучшая награда для артиста. Но бывают концерты, в том числе и в России, где публика не очень хорошо воспринимает классическую музыку. Хотя провальных выступлений у меня. Признаться, не было. Что касается других стран, здесь большую роль играет и знание языка. Я продолжаю изучать английский и итальянский, немного занимаюсь немецким языком, ведь я пою произведения на этих языках и должен понимать и слова, и структуру языка, чтобы действительно прожить роль. Я бы сказал, что знания и образование вообще влияют на качество исполнения.

— Вы волнуетесь перед выступлениями? Как справиться с волнением перед выходом на сцену?

— Естественно, определенное волнение есть. Но сцена заставляет подниматься на другой уровень. Когда выходишь на сцену, то что бы там ни было, какое бы волнение ни испытывал – все отступает на второй план перед пониманием того, что сейчас нужно петь. Кроме того, у меня был педагог по актерскому мастерству, которая учила нас искусству перевоплощения. Перед выходом на сцену настоящий артист создает себе образ для выступления, так что волнение проходит само собой.

— Что является, по Вашему мнению, секретом успеха для артиста и певца, кроме, конечно, природных данных и усердного труда?

— Конечно, необходимо работать, перевоплощаться, радовать людей. Но кроме того, любой артист (и пример тому – выдающиеся, всемирно известные оперные певцы), исполняя какой-то вокальный номер, должен обязательно найти и привнести что-то свое, чтобы исполнение стало искренним и волнующим душу слушателя.

Пресс-служба ММЦ «Новое Поколение» и ДК «Центр Молодежи»